Поиск по сайту

Вы можете оценить работу нашего учреждения на качество-услуг.бел
Практические рекомендации учителям по работе с детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) PDF Друк
04.06.2024 16:11
Автор: М. Грачева, психолог центра дружественного подросткам "Гармония"

Очень многое зависит от активной позиции родителей, педагогов, психологов и медиков. Важнейшее условие успеха - понимание проблем ребенка, того, что его поступки не являются умышленными. Если родители вовремя получают информацию об этом синдроме, узнают, что именно происходит с ребенком, они как-то пересматривают свои воспитательные подходы, в частности, прекращают его наказывать. А ведь часто это бывают и телесные наказания. Если родители активно помогают ребенку, то и отношение педагога к нему, как правило, меняется в лучшую сторону. Учитель видит, что не он один "бьется" с трудным учеником.

ОН ДЕЛАЕТ ЭТО ВСЕ НЕ НАРОЧНО И НЕ ЗАСЛУЖИВАЕТ РУГАНИ. На его поведение надо реагировать иначе. Если бы ребенок выбирал, как себя вести, вряд ли бы он выбрал невнимательность, гиперактивность и постоянные замечания. ЕМУ НУЖНА ПОМОЩЬ, А НЕ НАКАЗАНИЕ. Альтернативы неправильному поведению. Способы самоконтроля (пока не научился сам себя контролировать - нужен ваш нерепрессивный контроль).

Рекомендации педагогам:

* Обращать внимание на успехи и достижения. На пять похвал - одно замечание. На одно замечание - пять похвал. Обязательно соблюдать пропорцию! * Повторяйте инструкцию. Записывайте ее. Проговаривайте ее. Детям с СДВГ нужно слышать одно и то же более одного раза. * Посадите ребенка вблизи от себя. Это поможет ему сохранять внимание.

* Исходить из средних, а не из лучших достижений. Самый ужас для такого ребенка - "вот, можешь, если захочешь или если постараешься". Если он постарался и сделал как надо - это повод для того, чтобы его похвалить и особо отметить, а не повысить планку ежедневных требований. Почти каждый из нас раз в жизни может пробежать сто метров со невероятной скоростью, убегая от приступника с ножом. Но требовать ежедневной стометровки с той же скоростью - неправильно. Надо различать подвиг и повседневные умения.

* Хвалить надо с умом. Нельзя: "Ты молодец; Умница; Хороший мальчик (девочка)". Лучше так: "Я довольно тобою сегодня. (Если ребенок не спросил почему, следующий вопрос задается вами). Знаешь почему (имя ребенка обязательно), я довольна тобой? (послушайте ответ ребенка, что он вам скажет). Если он не знает за что. Можно тогда смело объяснять, но конкретикой, а не абстракциями.

* Придерживаться четкой системы правил поведения и сразу ее объяснить. Объяснить, что полагается за то-то и то-то. Не отвлекать класс самой. Скажем, опоздал ученик - не устраивать допрос "где был, что делал", продолжать урок, а с ним разбираться на перемене.

* Создание условий для соблюдения режима дня, насколько это возможно. Напишите список на доске или положите ребенку на стол. Часто обращайтесь к этому списку. Любые изменения в списке требуют предварительной подготовки. Таким детям трудно принять резкие или неожиданные перемены, это их путает. Объявите заранее, что должно произойти, затем несколько раз предупредите дополнительно по мере приближения к моменту измененного действия. Постарайтесь помочь детям составить их собственный распорядок дня после школы, чтобы избежать одного из признаков СДВ - откладывания дел на потом.

* Разбивайте длинные задания на более короткие. Это один из важнейших методов работы педагога с детьми с СДВ. Длинные задания зачастую перегружают ребенка, и он отступает перед ними с чувством того, что "я никогда не смогу это сделать". * Хорошо и динамично планировать занятия (работа в парах, тройках, рядами, группами с презентацией и пр.) - дети должны быть все время заняты, и заняты разнообразно.

* Позволяйте ребенку спасительную отдушину. Разрешайте ему выходить на короткое время. Если правила поведения на занятиях будут это позволять, то ребенок просто выйдет, а не "потеряет" занятие, и таким образом научится таким важным вещам, как самоконтроль и саморегуляция.

* Планирование заранее мер реагирования для перевозбудившихся СДВГшек: попросить намочить тряпку, принести воды... Меры для невнимательных: подойти и секретно простучать по парте код "ау, проснись" вместо "Так, Иванов, куда опять смотрим? Там что, кино показывают? - это идеальный способ не привлечь кзанятию одного человека, а отвлечь от него остальных.

* тщательно выбирайте приоритеты: думайте, стоит ли проблема того, чтобы за нее сражаться. Так ли принципиальны четыре клетки отступа - или важнее, чтобы ребенок научился считать? принципиально важно подчеркивание по линейке или нет? У таких детей - целая куча проблем, выбирайте из них принципиальные и работайте сначала с ними, к непринципиальным можно переходить потом.

* Обеспечение постоянной обратной связи на тему "вот тут у тебя хорошо, вот это сделано правильно, вот здесь повел себя как следует" - она всем детям помогает, не только проблемным. А проблемным, у которых все плохо-плохо - в особенности: надо же видеть, что у тебя и тут хорошо, и тут хорошо...

* Не ставить перед ребенком и его родителями сразу много задач. Идти по ступенькам, от малого к большому. Для каждого из проблемных детей - обговорить с родителями план и даже записать его: области проблем, над чем работать, чего добиваться, чем могут помочь родители.

* Очень важен конструктивный диалог с родителями!

 

Речицкая ЦРБ  Сайт Министерства здравоохранения РБ Сайт Речицкого райисполкома
Сайт Федерации профсоюзов Беларуси  Сайт Гомельской обл. организации Белорусского профсоюза работников здравоохранения  Сайт БГМУ Сайт УО Мозырский государственный медицинский колледж Сайт УО Гомельский государственный медицинский колледж
  Сайт Здоровые люди Telegram-канал STOP наркотик! (Беларусь) 
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь Правовой форум Беларуси  
Прагляды матэрыялаў : 20742146