Практические рекомендации учителям по работе с детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) |
04.06.2024 16:11 |
Автор: М. Грачева, психолог центра дружественного подросткам "Гармония" Очень многое зависит от активной позиции родителей, педагогов, психологов и медиков. Важнейшее условие успеха - понимание проблем ребенка, того, что его поступки не являются умышленными. Если родители вовремя получают информацию об этом синдроме, узнают, что именно происходит с ребенком, они как-то пересматривают свои воспитательные подходы, в частности, прекращают его наказывать. А ведь часто это бывают и телесные наказания. Если родители активно помогают ребенку, то и отношение педагога к нему, как правило, меняется в лучшую сторону. Учитель видит, что не он один "бьется" с трудным учеником. ОН ДЕЛАЕТ ЭТО ВСЕ НЕ НАРОЧНО И НЕ ЗАСЛУЖИВАЕТ РУГАНИ. На его поведение надо реагировать иначе. Если бы ребенок выбирал, как себя вести, вряд ли бы он выбрал невнимательность, гиперактивность и постоянные замечания. ЕМУ НУЖНА ПОМОЩЬ, А НЕ НАКАЗАНИЕ. Альтернативы неправильному поведению. Способы самоконтроля (пока не научился сам себя контролировать - нужен ваш нерепрессивный контроль). Рекомендации педагогам: * Обращать внимание на успехи и достижения. На пять похвал - одно замечание. На одно замечание - пять похвал. Обязательно соблюдать пропорцию! * Повторяйте инструкцию. Записывайте ее. Проговаривайте ее. Детям с СДВГ нужно слышать одно и то же более одного раза. * Посадите ребенка вблизи от себя. Это поможет ему сохранять внимание. * Исходить из средних, а не из лучших достижений. Самый ужас для такого ребенка - "вот, можешь, если захочешь или если постараешься". Если он постарался и сделал как надо - это повод для того, чтобы его похвалить и особо отметить, а не повысить планку ежедневных требований. Почти каждый из нас раз в жизни может пробежать сто метров со невероятной скоростью, убегая от приступника с ножом. Но требовать ежедневной стометровки с той же скоростью - неправильно. Надо различать подвиг и повседневные умения. * Хвалить надо с умом. Нельзя: "Ты молодец; Умница; Хороший мальчик (девочка)". Лучше так: "Я довольно тобою сегодня. (Если ребенок не спросил почему, следующий вопрос задается вами). Знаешь почему (имя ребенка обязательно), я довольна тобой? (послушайте ответ ребенка, что он вам скажет). Если он не знает за что. Можно тогда смело объяснять, но конкретикой, а не абстракциями. * Придерживаться четкой системы правил поведения и сразу ее объяснить. Объяснить, что полагается за то-то и то-то. Не отвлекать класс самой. Скажем, опоздал ученик - не устраивать допрос "где был, что делал", продолжать урок, а с ним разбираться на перемене. * Создание условий для соблюдения режима дня, насколько это возможно. Напишите список на доске или положите ребенку на стол. Часто обращайтесь к этому списку. Любые изменения в списке требуют предварительной подготовки. Таким детям трудно принять резкие или неожиданные перемены, это их путает. Объявите заранее, что должно произойти, затем несколько раз предупредите дополнительно по мере приближения к моменту измененного действия. Постарайтесь помочь детям составить их собственный распорядок дня после школы, чтобы избежать одного из признаков СДВ - откладывания дел на потом. * Разбивайте длинные задания на более короткие. Это один из важнейших методов работы педагога с детьми с СДВ. Длинные задания зачастую перегружают ребенка, и он отступает перед ними с чувством того, что "я никогда не смогу это сделать". * Хорошо и динамично планировать занятия (работа в парах, тройках, рядами, группами с презентацией и пр.) - дети должны быть все время заняты, и заняты разнообразно. * Позволяйте ребенку спасительную отдушину. Разрешайте ему выходить на короткое время. Если правила поведения на занятиях будут это позволять, то ребенок просто выйдет, а не "потеряет" занятие, и таким образом научится таким важным вещам, как самоконтроль и саморегуляция. * Планирование заранее мер реагирования для перевозбудившихся СДВГшек: попросить намочить тряпку, принести воды... Меры для невнимательных: подойти и секретно простучать по парте код "ау, проснись" вместо "Так, Иванов, куда опять смотрим? Там что, кино показывают? - это идеальный способ не привлечь кзанятию одного человека, а отвлечь от него остальных. * тщательно выбирайте приоритеты: думайте, стоит ли проблема того, чтобы за нее сражаться. Так ли принципиальны четыре клетки отступа - или важнее, чтобы ребенок научился считать? принципиально важно подчеркивание по линейке или нет? У таких детей - целая куча проблем, выбирайте из них принципиальные и работайте сначала с ними, к непринципиальным можно переходить потом. * Обеспечение постоянной обратной связи на тему "вот тут у тебя хорошо, вот это сделано правильно, вот здесь повел себя как следует" - она всем детям помогает, не только проблемным. А проблемным, у которых все плохо-плохо - в особенности: надо же видеть, что у тебя и тут хорошо, и тут хорошо... * Не ставить перед ребенком и его родителями сразу много задач. Идти по ступенькам, от малого к большому. Для каждого из проблемных детей - обговорить с родителями план и даже записать его: области проблем, над чем работать, чего добиваться, чем могут помочь родители. * Очень важен конструктивный диалог с родителями! |