Поиск по сайту

Вы можете оценить работу нашего учреждения на качество-услуг.бел
Как распознать ребенка с СДВГ
Автор:М.Н.Грачева, психолог ЦДП «Гармония»  

СДВГ – это одна из форм проявления минимально-мозговой дисфункции (ММД), то есть очень легкой недостаточности мозга, который проявляется в дефиците определенных структур и нарушении созревания более высших этажей мозговой деятельности. Минимальную мозговую дисфункцию относят к категории функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга. ММД - это наличие легких нарушений в работе мозга.

В основе СДВГ лежит нарушение коры и подкорковых структур и характеризуется триадой признаков: гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность.
 
Гиперактивность, или чрезмерная двигательная расторможенность, является проявлением утомления. Утомление у ребенка идет не так, как у взрослого, который контролирует это состояние и вовремя отдохнет, а в перевозбуждении (хаотическом подкорковом возбуждении), слабом его контроле.
 
Дефицит активного внимания – неспособность удерживать внимание на чем-либо в течение определенного отрезка времени. Это произвольное внимание организуется лобными долями. Для него нужна мотивация, понимание необходимости сосредоточиться, то есть, достаточная зрелость личности.
 
Импульсивность – неспособность оттормозить свои непосредственные побуждения. Такие дети часто действуют, не подумав, не умеют подчиняться правилам, ждать. У них часто меняется настроение.
 
Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. При этом мозг продуктивно работает 5-15 минут, а затем 3-7 минут накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок «выпадает» и не слышит учителя, может совершить какие-либо действия и не помнить об этом. Чтобы оставаться в сознании, таким детям нужно постоянно держать свой вестибулярный аппарат в активности – вертеть головой, двигаться, крутиться.
 
Симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей.
Особенности поведения:
  • появляются до 8 лет; обнаруживаются по меньшей мере в двух сферах деятельности (в детском учреждении и дома, в труде и в играх и пр.);
  • не обусловлены какими-либо психическими расстройствами;
  • вызывают значительный психологический дискомфорт и нарушают адаптацию.
Для диагностики СДВГ и определения данного диагноза, по крайней мере, шесть из следующих симптомов должен был присутствовать минимум 6 месяцев (у детей дошкольного возраста - 9 месяцев).
 
На основании этих симптомов, ребенку может быть диагностирован преимущественно невнимательный тип СДВГ, преимущественно гиперактивный - импульсивный тип СДВГ или СДВГ комбинированного типа.
 
- Гиперактивность. Термин «гиперактивный» часто вводит в заблуждение, поскольку для некоторых он предполагает, что ребенок находится в постоянном безостановочном движении. Однако мальчики с СДВГ, играя в игру, например, могут иметь такой же уровень активности, что и дети без синдрома. Но когда ребенку уделяется повышенное внимание, его мозг усиливает двигательную активность. В оживленной среде - классе или переполненном магазине - дети с СДВГ часто отвлекаются и реагируют на все бурно. Они могут взять без спроса у родителя товары с полок, побить людей – словом, у них все выходит из-под контроля, выливаясь в неустойчивое и странное поведение.
 
Симптомы гиперактивности и импульсивности (по крайней мере, шесть из них должны присутствовать):
 
Ребенок:
  • суетлив, не может сидеть спокойно; часто сидя ерзает или корчится;
  • часто в движении: бесцельно бегает, ерзает, карабкается, поднимается, вскакивает с места без разрешения и пр. в неподходящих для этого ситуациях;
  • не может играть спокойно в тихие игры, отдыхать;
  • слишком много говорит;
  • выпаливает ответы на вопросы, прежде чем они были заданы до конца;
  • испытывает трудности в ожидании своей очереди;
  • часто прерывает других;
  • выкрикивает ответ, не дослушав вопрос;
  • часто вмешивается, прерывает;
  • характерны резкие смены настроения;
  • не подчиняется правилам (поведения, игры);
  • имеет разный уровень выполнения заданий (на одних занятиях спокоен, на других – нет).
- Внимание и концентрация. Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, как правило, отвлекаются и делаются невнимательными по отношению к окружающей среде (например, большому классу). Кроме того, они невнимательны, когда атмосфера - спокойная или скучная.
 
Симптомы невнимательности (из нижеперечисленных признаков минимум 6 должны проявляться непрерывно не менее 6 месяцев). • неспособность выполнить задание без ошибок, вызванная невозможностью сосредоточиться на деталях; • неспособность вслушиваться в обращенную речь (кажется, не слушает, когда говорят непосредственно ему); • неспособность доводить выполняемую работу до конца; • неспособность организовать свою деятельность; • избегает или не любит задачи, требующие устойчивого умственного усилия (отказ от нелюбимой работы, требующей усидчивости); • теряет вещи, необходимые для задач или видов деятельности: исчезновение предметов, необходимых для выполнения заданий (письменные принадлежности, книги и т.д.); • забывчивость в повседневной деятельности;
 

Речицкая ЦРБ  Сайт Министерства здравоохранения РБ Сайт Речицкого райисполкома
Сайт Федерации профсоюзов Беларуси  Сайт Гомельской обл. организации Белорусского профсоюза работников здравоохранения Сайт БелМАПО Сайт БГМУ Сайт УО Мозырский государственный медицинский колледж Сайт УО Гомельский государственный медицинский колледж
  Сайт Здоровые люди Telegram-канал STOP наркотик! (Беларусь) 
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь Правовой форум Беларуси  
Просмотры материалов : 18458484