Семья – это главное! Как не допустить детский суицид |
Автор: Соловьева А.В., врач-психиатр детской поликлиники Речицкой ЦРБ Детский суицид – сложная и болезненная тема, вызывающая большой социальный резонанс.
Изначальную причину следует искать в социальных и психологических особенностях подросткового возраста. Подростки склонны к оппозиционно-вызывающему, деструктивному поведению, и оно может проявляться как угодно.
Какие сигналы в их поведении должны насторожить?
Первый звоночек – нарушение контакта с ребенком, странное, необычное поведение. Ребенок может стать очень замкнутым или чрезвычайно возбужденным. На фоне выраженных переживаний появляется склонность травмировать себя – селфхарм. Среди подростков распространен суицидальный культ – они «меряются» селфхармом. Это уколы, порезы, прижигание сигаретами. В основе – нарушение коммуникации с родителями, проблемы в школьной среде – буллинг, кибербуллинг, неудачная любовь. Девушки хотят доказать свою любовь – вырезают сердечки на коже, набивают татуировки. Для подростка любая несчастная любовь – катастрофа. И не помогают заверения взрослых, что «будет еще миллион таких». Родители только добавляют боли, не понимая, как ребенок страдает. Мать думает, что, если ребенок одет, обут и накормлен – она выполнила свою миссию. Отцы обычно не принимают участия в воспитании. За внешним благополучием у подростка могут стоять серьезные проблемы.
Много времени дети проводят в соцсетях, где их могут «мониторить» создатели суицидальных групп, педофилы. Это все живет в интернете и следит за умами детей, а дети восприимчивы, доверчивы, открыты. Современные подростки смотрят анимэ, корейские мультфильмы с их своеобразным отношением к суициду. Самый лучший выход там – смерть главного героя, что характерно для самурайской культуры. Несовершеннолетние ведут депрессивные паблики в контакте, озвучивают суицидальные мысли. Компьютерные игры создают ощущение бессмертия: можно прыгнуть с 5-го этажа и побежать дальше.
Родителям следует следить за тем, что смотрят дети, что выкладывают в сети.
Можно ли в принципе предотвратить трагедию? Что нужно делать?
На первом месте – пример родителей: гармоничная семья, где есть досуг, где ходят на секции, в библиотеки, в музеи, где есть запас «семейных радостей», вместе выезжают на природу, идут на речку и т. д. Это то, к чему нужно стремиться, что дает доверительные отношения с ребенком.
Нужно знать, что происходит в школе, нет ли буллинга. Родители могут видеть, что у ребенка пропал аппетит, плохое настроение. Видят, но не вмешиваются.
Следует договариваться с подростком о тайминге игры. Некоторые дети бесконтрольно проводят за компьютером по 5-6 часов в день.
Следует контролировать, на какие группы подписан ребенок.
Родители, не оставайтесь безразличными, не игнорируйте подростковые проблемы, обращайте на них самое пристальное внимание. |