Вишинг. Как распознать мошенников. |
18.03.2021 09:40 |
Автор: УПК КМ УВД Гомельского облисполкома «Вишинг» — это один из методов совершения противоправных деяний с использованием социальной инженерии, который заключается в том, что злоумышленник, используя телефонную коммуникацию и играя определенную роль (сотрудника банка, покупателя и т.д.), под разными предлогами выманивает у держателя платежной карты конфиденциальную информацию или стимулируют к совершению определенных действий со своим карточным счетом/платежной картой.
Как распознать мошенников? На что обратить внимание?
ЗВОНОК ПОСТУПАЕТ С АНОНИМНОГО НОМЕРА ИЛИ НОМЕРА СХОЖЕГО С НОМЕРОМ БАНКА. Сотрудники банка не вправе выяснять входе телефонной беседы конфиденциальные сведения о клиенте (полный номер банковской платежной карты, срок ее действия, CVV-код, личный номер паспорта клиента, содержание СМС-сообщений от банка, и т.п.).
СМС ЯКОБЫ ОТ БАНКА ПРИХОДИТ В НОВУЮ ПЕРЕПИСКУ (от скрытого или неизвестьного номера) Смс из банка тоже приходят с одного, двух номеров, которые вам уже знакомы. В любом случае не спешите переходить по ссылкам в сообщении.
СОБЕСЕДНИК НЕ МОЖЕТ ОТВЕТИТЬ НА ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ. Сотрудники банка не вправе выяснять входе телефонной беседы конфиденциальные сведения о клиенте (полный номер банковской платежной карты, срок ее действия, CVV-код, личный номер паспорта клиента, содержание СМС-сообщений от банка, и т.п.). Сотрудник банка видит на экране компьютера всю информацию о клиенте, которая есть в базе банка (номер карты, сумма операции, остаток на счете и т.д.). Если собеседник не готов ответить на простой вопрос, например, назвать остаток по карте или последнюю операцию, то вероятно это мошенник.
СОБЕСЕДНИК СПРАШИВАЕТ ДАННЫЕ КАРТЫ ИЛИ СМС-КОД. Сотрудники банка не вправе выяснять входе телефонной беседы конфиденциальные сведения о клиенте (полный номер банковской платежной карты, срок ее действия, CVV-код, личный номер паспорта клиента, содержание СМС-сообщений от банка, и т.п.). Смс-код — один из главных паролей. Сотрудники банка никогда его не спросят, так же как и CVV на обратной стороне карты. Если вам позвонили якобы из банка, и вы хотите убедиться в надёжности собеседника, спросите его имя. После этого перезвоните по официальному номеру банка — тому, который указан на карте и на сайте, — и попросите переключить на человека, который вам звонил.
СОБЕСЕДНИК ПРОСИТ ВАС СКАЧАТЬ КАКИЕ-ЛИБО ПРИЛОЖЕНИЯ С МАГАЗИНА ПРИЛОЖЕНИЙ “PLAY MARKET” ИЛИ “APP STORE”. Программное обеспечение “Any Desk” и “TeamViewer” — предназначены для удаленного доступа и управления компьютерами и другими устройствами под управлением Windows, MacOS и Linux. Сотрудники банка никогда не просят устанавливать какие-либо приложения. Если вам позвонили якобы из банка и сообщают о попытках совершения подозрительных в отношении Вас операций, убеждая при этом, что отменить данные операции возможно только после скачивании с использованием магазина приложений “Play Market” и “App Store” программ под названием “Any Desk”, “TeamVeiwer”, введя для этого в командной строке слово “поддержка”. При поступлении звонка с подобным предложением, прекратите данный разговор, и перезвоните по официальному номеру банка — тому, который указан на карте и на сайте, — для того чтобы убедиться, что никакой сотрудник вам не звонил.
ВАМ ОБЕЩАЮТ ВЫГОДУ БЕЗ УСИЛИЙ.
Чтобы завлечь жертву, мошенники обещают солидный доход быстро и без усилий: суперприбыльную работу, беспроигрышные конкурсы, курсы, которые сделают всех богатыми. Но мошенники могут взять предоплату за обучение и пропадут. Или посулят приз и выманят у вас данные карты якобы для перевода выигрыша.
СОБЕСЕДНИК ТОРОПИТ ВАС ИЛИ ПЫТАЕТСЯ ПЕРЕУБЕДИТЬ. Сотрудник банка никогда не будет настаивать или торопить клиента.
ОШИБКИ В СООБЩЕНИИ. У банка есть бдительные редакторы, а вот мошенники пишут с ошибками. Не дайте неграмотному преступнику вас обмануть.
ИМЯ ОТПРАВИТЕЛЯ НАПИСАНО НЕПРАВИЛЬНО. Мошенники регистрируют адреса, похожие на названия банков. Тут срабатывает особенность восприятия: мы считываем смысл слов даже, если буквы в них перепутаны. Когда приходит такое смс, вас должно насторожить ещё и то, что сообщение оказалось в новой переписке.
ПРОСТЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ: ? Если вы хотите убедиться в надёжности собеседника, спросите его имя, а после перезвоните в банк по официальному номеру и попросите переключить на человека, который вам звонил. ? Если не уверены в собеседнике, попросите его назвать номер карты или остаток на счёте. ? Не паникуйте, если вам сообщают о блокировке счета. Позвоните в банк по номеру, указанному на сайте или на карте. ? Не обращайте внимание на обещания лёгких денег или выгоды без усилий. ? Если собеседник торопит вас или спрашивает смс-код, то вы говорите с мошенником! ? Внимательно читайте сообщения из банка. Мошенники используют имена отправителей, похожие на названия банков, и допускают ошибки в тексте. |