Поиск по сайту

Опрос

Владеете ли Вы информацией о платных услугах, предоставляемых Речицкой ЦРБ? Если Да - откуда узнали?
 
Аутизм PDF Печать
20.03.2018 13:40
Автор: А. Соловьева, врач-психиатр детской поликлиники

Аутизм – это нарушение развития, которое изменяет восприятие мира и влияет на общение и взаимодействие с другими людьми. В переводе с греческого аутизм буквально означает «один». Около 67 млн человек в мире страдает аутизмом, распространенность его 1 к 1000 для истинного аутизма и в 6 раз больше для расстройств аутистического спектра (РАС), которые являются схожими состояниями, но с более мягкими симптомами. Численность пациентов с РАС за 10 лет выросла в 10 раз. Распространенность в РБ – 5 к 10000 (рост в 3 раза). В Речицкой детской поликлинике на учете 10 детей с диагнозом «детский аутизм», 1 девочка и 9 мальчиков, все являются инвалидами детства. Число людей, у которых диагностирован аутизм, растет, однако никакой «эпидемии» нет. Просто теперь ставят диагнозы и при более мягких формах аутизма. Кроме того, начали включать людей с умственной отсталостью, у которых помимо умственной отсталости есть и аутизм.

Интересно, что в регионах с более высоким уровнем осадков более высокий уровень аутизма. Дети, рожденные от мужчин 40 лет и старше чаще имеют РАС. Возраст матери мало влияет на аутизм. В семьях с одним аутичным ребенком риск рождения второго с таким заболеванием – 1 к 20.

Причины аутизма окончательно не выяснены.Долгое время считалось, что есть некая общая причина. Однако сейчас специалисты склоняются к тому, что аутизм – сложное расстройство, порожденное отдельными причинами, часто действующими одновременно. Наследственная составляющая аутизма – около 90%, т.е. каждый случай можно свести к определенной комбинации генов, переданных от родителей, или новыми мутациями. По неподтвержденным надежными источниками данным аутизм может быть связан с определенными продуктами питания, действием тяжелых металлов, растворителей, фталатов и фенолов, используемых в производстве пластика, пестицидов, алкоголя, курения, а также с нарушением работы иммунной системы, инфекциями, вакцинацией, пренатальным стрессом.

Аутизм разнообразен. Есть поговорка: «Если вы знаете одного аутичного человека, то вы знаете только одного аутичного человека». Каждый аутичный человек индивидуален, и нельзя сделать никаких предположений о нем только на основе его диагноза, кроме одного – у всех есть проблемы с коммуникацией и социальным взаимодействием. Ребенка нужно показать специалистам, если выполняется любое из этих условий:

  • к 1-му году жизни ребенок не лепечет;
  •  1-му году жизни он не жестикулирует (не указывает рукой, не машет на прощание);
  •  16-ти месяцам не произносит слов;
  •  2-м годам не произносит фразы из 2-х слов;
  • в любом возрасте происходит потеря какой-либо части языковых или социальных навыков.

Основными признаками аутизма являются:

  • трудности в общении: не понимают обычный язык, мимику, интонацию, шутки, сарказм. Некоторые вообще не могут использовать речь.
  • трудности при взаимодействии с социумом: не понимают чувства других, социальные нормы поведения, ведут себя «странно».
  • отсутствие воображения в социальном плане, предвидения последствий поступков, непереносимость перемен, непредвиденных ситуаций. В среднем у половины аутистов IQ меньше 50, у 70% - меньше 70 и у практически 100% - меньше 100.

Большинство пациентов нуждается в ежедневной помощи и поддержке близких и специалистов.

Хорошо известен синдром Аспергера, т.н. аутизм-лайт. Обычно грань между аутизмом и «аспергером» проводится по сохранности когнитивных и речевых навыков, которые остаются более-менее ненарушенными при последнем.

Очень редко с аутизмом бывает связан «синдром саванта» - выдающиеся способности в какой-то области интеллекта. Среди таких людей – американец Ким Пик, человек с феноменальной памятью (про него снят фильм «Человек дождя»), который производил в уме сложнейшие математические расчеты, но в то же время не мог сам пойти в магазин за продуктами. Он прочитывал книгу за час и запоминал ее содержание на 98,7%, мог вспомнить содержание примерно 12 тысяч прочитанных книг. Он мог воспроизвести на пианино любое музыкальное произведение, слышанное им хоть 10 лет назад.

Британец Даниэль Пол Таммет каждое число до 10000 видит в цвете, каждое имеет свою форму и ощущение, он может видеть результаты сложных расчетов как ландшафты.

Москвичка Соня Шаталина не умеет разговаривать, совершает стереотипные движения, отстранена и неконтактна, но она пишет прекрасные стихи, вот одно из них:

Мне надо сказать так много!

Кто думает, что золото в молчанье?

Камнем загорожена дорога

Словам из сердца – не печально?

Это «золото» - такое давящее,

Оно скалой легло мне на грудь.

В прошлой жизни я была говорящая

Как свободу словам мне вернуть?

Знаменитым савантом-аутистом был Джеймс Гарфилд, 20-й президент США. Он мог писать обеими руками одновременно, правой- по латыни, а левой – по древнегречески. Леонардо да Винчи всегда стремился к совершенству, и это стремление порой становилось навязчивой идеей. Утверждают, что он потратил 12 лет, чтобы написать губы Моны Лизы. К известным аутистам относят Вольфганга Амадея Моцарта, Билла Гейтса, Марию Кюри, Джейн Остин, Винсента Ван Гога, Стивена Спилберга, Альберта Эйнштейна, Вуди Аллена, Энди Уорхола, Кортни Лав.

Аутизм поддается коррекции, но не полному излечению. Вовремя поставленный диагноз и интенсивная терапия помогают скорректировать поведение и адаптироваться в обществе. Есть 3 основные направления в лечении:

  • лечение нарушений поведения,
  • психолого-педагогическая коррекция,
  • семейная терапия.

Медикаменты оказывают симптоматическое действие, применяются при гиперактивности, нарушениях поведения, стереотипиях.

В настоящее время стали применяться новые методы поведенческой терапии, такие, как АВА – терапия, т.е. прикладной анализ поведения, который заключается в манипулировании факторами окружающей среды для изменения поведения. Проводятся работа с речевым аппаратом, гидротерапия, арттерапия, физиолечение.

Наша страна успешно сотрудничает с зарубежными специалистами, разрабатываются программы по раннему выявлению и реабилитации больных с аутизмом. С марта 2018 г. в Минском международном образовательном центре им. Йоханнеса Рау при поддержке ЮНИСЕФ проводятся образовательные курсы для педагогов-психологов, учителей-дефектологов и родителей детей с аутизмом.

Неважно какие ограничения есть у человека, аутизм не мешает ему быть частью своего сообщества и человеком, чья жизнь имеет неотъемлемую ценность.

 

 

 

 

 
 

Сайт Президента РБ   Сайт Министерства здравоохранения РБ  Сайт Управления здравоохранения Гомельского облисполкома  Сайт Речицкого райисполкома  
Сайт Федерации профсоюзов РБ Сайт Здоровые люди Сайт Гомельской обл. организации Белорусского профсоюза работников здравоохранения
Сайт БелМАПО     Сайт БГМУ     Сайт УО Мозырский государственный медицинский колледж      Сайт УО Гомельский государственный медицинский колледж   
счетчик посещений