Поиск по сайту

Опрос

Владеете ли Вы информацией о платных услугах, предоставляемых Речицкой ЦРБ? Если Да - откуда узнали?
 
Детский лепет – это тоже речь PDF Печать
19.02.2014 09:02

Автор: О.Никон, «Дняпровец»

Каждая мама хочет видеть своего ребёнка здоровым, счастливым и общительным. К сожалению, не все дети могут легко вступать в контакт со сверстниками и взрослыми. Почему? Здесь много причин: природная застенчивость, психологические, речевые или физиологические проблемы. Главная задача родителей – вовремя заметить эти трудности и сразу же обратиться к специалистам, пока проблема не приобрела серьёзный масштаб.

Что же должны знать родители о речевом развитии ребёнка? Нужно ли обратить внимание на то, когда именно заговорил ваш малыш и как он пользуется речью? Об этом и о многом другом мы поговорили с Людмилой Старовойтовой, директором Речицкого районного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

– Речь не является врождённой способностью, а развивается вместе с ребёнком с рождения и до конца жизни и служит показателем его общего развития. Очень важно как можно больше говорить с малышом, даже тогда, когда он ещё не научился вам отвечать. Помните: малыш запоминает, что вы говорите и как вы говорите. Именно вашей речью пополняется его активный и пассивный словарный запас, а в дальнейшем и связная речь ребёнка.

– Говорят, что определяющими для развития речи являются первые два-три года жизни ребенка.

– Верно. В норме в возрасте одного года заканчивается доречевой период и начинается развитие речи. Ребёнок выражает эмоциональное отношение своеобразными звукосочетаниями, умением произносить первые слоги и 3-4 лепетных слова. Быстро растёт пассивный словарь (количество понимаемых слов). Второй год жизни – критический период развития ребёнка. Это период, когда формируются предпосылки речи и развивается потребность в общении. К двум годам ребёнок имеет словарный запас минимум 50 слов, появляется речь простой фразой, понимает и выполняет 2-этапную инструкцию. Речевая активность обычно возрастает между 2–3 годами. К трем годам активный словарь достигает 250–700 слов, он уже использует предложения из 5–8 слов. Проявлением речевой и интеллектуальной активности является период вопросов (почемучки), который начинается в возрасте 2,5–3 лет.

– Почему у некоторых детей возникают проблемы в развитии речи?

– Здесь нельзя выделить какую-то одну причину. Виной может стать патология течения беременности и родов у матери, нарушение функции органов артикуляционного аппарата у ребенка, поражение органов слуха, общее отставание в психическом и физическом развитии, влияние наследственных и неблагоприятных социальных факторов. Скажу больше. Достижения технического прогресса неоднозначно влияют на развитие детского организма, его центральной нервной системы, речи. На первом месте в списке вредных факторов – телевизор. В некоторых семьях он работает часами как фон. Малыш слышит быструю, непонятную речь – это может привести к психологическим и речевым комплексам. Уже в раннем возрасте у ребёнка обращает на себя внимание отсутствие или ограничение лепета. Иногда родители отмечают молчаливость ребёнка, но это их не пугает, они списывают на то, что малыш все понимает, но не желает говорить. Между тем установлено, что, если в возрасте 3-х лет ребёнок отстаёт на 1–1,5 года в речевом развитии, то в 6-летнем возрасте он отстаёт почти на три года. Речевые привычки, сложившиеся в детстве, отмечаются высокой устойчивостью. Более того, миф о том, что речь сама по себе разовьется по мере взросления ребёнка, успокаивает родителей, и в итоге у малыша начинают появляться вторичные отклонения в развитии: страдает познавательная деятельность, снижен общий запас знаний и представлений, нередки нарушения поведения.

– Мальчики начинают говорить позже, чем девочки?

– По статистике, у мальчиков позже начинает развиваться речь, чем у девочек. Одна из причин кроется в физиологии. Морфологическое созревание головного мозга у девочек происходит быстрее. Это влияет на рост словарного запаса. Девочки стараются говорить правильно, как взрослые, но позже мальчиков осваивают фразовую речь. У мальчиков развитие слов направлено на действие, у девочек – на предметы. Простой пример. Ребёнок хочет мячик: мальчик будет требовать – «Дай!», девочка попросит – «Мячик».

– Где-то читала, что даже питание ребенка влияет на развитие речи…

– Это давно доказанный факт. Протёртое питание (пюре), как ни странно, мешает формированию речи. Если ребёнок употребляет в основном мягкую, перетёртую пищу, это тормозит развитие его органов артикуляции, что отражается на речевой функции. Всё хорошо в меру. Пюре нужно сочетать с кусковой пищей.

– Родителям в общении с детьми можно использовать слова, адаптированные к детской речи: «бибика», «ням-ням» и т. п.? Или с самого начала нужно называть все вещи своими именами?

– Одна из проблем нарушений звукопроизношения в детском возрасте – неправильное формирование речи в семье. В любом возрасте дети активно подражают речи взрослого, поэтому если родители будут говорить неправильно, то малыш будет усваивать неправильную речь. Чтобы этого не произошло, важно помнить про два золотых правила: нельзя искажать слова, подражать детскому произношению и сюсюкать. Малышу нужно слышать от взрослых правильную речь. Родители могут употреблять упрощённые формы слов «дай», «ам-ам», «ту-ту» при общении с ребёнком до года. Это поможет ему включиться в процесс развития речи, потом желательно упрощённые слова ребёнка сопровождать правильными названиями. Он увидел поезд: «Ту-ту!» – мама отреагировала: «Да, поезд поехал».

– Диагноз «задержка речевого развития» сильно пугает родителей. На основании каких критериев его ставят?

– Задержка речевого развития у ребенка – это отставание от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 3-х лет. Это значит, что у ребенка наблюдается запаздывание становления речи или вовсе ее отсутствие. У детей с задержкой речевого развития в конечном итоге формируется такая же речь, как и у других детей, но значительно позже. Диагноз «задержка речевого развития у ребенка» ставится только на основании комплексного заключения врачей-специалистов: психолога, невропатолога, логопеда.

Диагностика задержки речевого развития у ребенка происходит в тот период, когда речь должна быть уже развита, то есть до 3-х лет, и иногда время уже упущено. Родителям не стоит ждать, когда ребенок сам заговорит, внимание к становлению речи надо уделять уже с самого раннего возраста, особенно если для этого есть ряд показаний (проблемы внутриутробного развития плода, тяжелое течение родов, неврологические показания).

– Исправить это как-нибудь можно?

– Любые нарушения речи можно исправить – важно не упустить время. Мозг малыша обладает большими компенсаторными возможностями. Чем младше ребёнок, тем больше у него возможностей для восстановления потенциала и лучшего результата. Важно отметить, что лечение расстройства речевой функции надо проводить комплексно при участии педиатра, психиатра, невролога, учителя-дефектолога, психолога. От специалистов и современных методик по коррекции и восстановлению речевой функции зависит многое, но не всё. Основная роль принадлежит родителям, семье малыша. Комплексный подход, выполнение всех рекомендаций, домашних заданий и активное участие родителей в процессе развития речи ребёнка обязательно дадут положительный результат.

– Предположим, ребенок плохо владеет речью. С чего маме нужно начинать решение этой проблемы?

– С комплексного обследования ребенка у детского невропатолога, психоневролога, логопеда, отоларинголога, дефектолога и психолога.

 
 

Сайт Президента РБ   Сайт Министерства здравоохранения РБ  Сайт Управления здравоохранения Гомельского облисполкома  Сайт Речицкого райисполкома  
Сайт Федерации профсоюзов РБ Сайт Здоровые люди Сайт Гомельской обл. организации Белорусского профсоюза работников здравоохранения
Сайт БелМАПО     Сайт БГМУ     Сайт УО Мозырский государственный медицинский колледж      Сайт УО Гомельский государственный медицинский колледж
счетчик посещений