Автор: Оксана Бажега, психолог отдела общественного здоровья ГУ «Речицкий ЗЦГЭ» Школа — это переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д. В этот же период жизни, в 6—7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника», маленькому ученику предстоит преодолевать трудности школьной жизни и выполнять новые обязанности. Неоценимая роль в поддержании у первоклассников «внутренней позиции школьника» принадлежит родителям. Для положительного настроения ребенка в этот непростой период следует создать ему благоприятные условия такие как: - Принимайте ребенка таким, какой он есть, давая ему возможность измениться.
- Развивайте в ребенке положительные эмоции, почаще дарите свое время, внимание и улыбку.
- Чаще хвалите, ободряйте ребенка, поощряйте его за хорошие поступки. Постоянно проявляйте заинтересованность делами своего ребенка. Он должен постоянно чувствовать вашу поддержку и заботу. С пониманием относитесь к переживаниям и страхам ребенка, не высмеивайте их и не пытайтесь решительными мерами это искоренить. Необходимо выработать у ребенка иммунитет на страх.
- Никогда не обманывайте детей. Единожды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие ребенка. Если вы чувствуете, что ребенок обманывает вас, постарайтесь вызвать его на откровенный разговор.
- Откажитесь от практики постоянных запретов. Это может вызвать желание сделать наоборот.
- Не критикуйте и не наказывайте ребенка в присутствии других детей и взрослых.
- Не шантажируйте своих детей («если ты это не сделаешь, то...»).
- Учите ребенка уважать других людей. Чаще говорите хорошее о людях в его присутствии.
- Не подавляете ребенка своим авторитетом, это занизит его самооценку.
И самое главное никогда не говорите ребенку, что он хуже других детей! Воспитывайте в нем чувство уверенности в себе. Это первые шаги к успеху вашего ребенка! |