Рациональная организация учебной деятельности |
![]() |
12.05.2015 10:13 |
Автор: В.В. Жураковский, заместитель главного врача по МЭиР
Для обеспечения правильного и гармоничного развития детей необходимо, чтобы учебная нагрузка соответствовала их возрастным возможностям и позволяла сохранять работоспособность. Нельзя забывать, что выполнение любой работы состоит из нескольких периодов: 1 – врабатывания; 2 – устойчивой работоспособности, или оптимального состояния, зависящего от вида работы и состояния организма; 3 – компенсаторной перестройки, когда появляются лишь первые признаки утомления; 4 – утомления при продолжающейся работе. Изучение колебаний работоспособности учащихся в возрастном аспекте также позволило выделить несколько периодов, характеризующихся наибольшими неблагоприятными сдвигами работоспособности. Таким первым критическим периодом является начало обучения в школе, когда ребенок должен адаптироваться к новым условиям, нагрузке, обязанностям, режиму. В 5-м классе в связи с введением предметного обучения показатели работоспособности вновь ухудшаются. И, наконец, на завершающем этапе среднего образования из-за увеличения учебной нагрузки наблюдаются значительные изменения работоспособности как в течение дня, так и в течение недели и учебного года. К факторам, способствующим формированию неблагоприятного характера динамики работоспособности, относятся: отклонения в состоянии здоровья; отягощенность раннего анамнеза; неблагоприятные микросоциальные условия; дополнительные нагрузки (музыкальная школа, спортивная секция). Наибольшее негативное влияние оказывает комплексное сочетание неблагоприятных биологических и социальных факторов. Особой заботы родителей требуют школьники с низким исходным уровнем работоспособности и быстро наступающей в результате учебной работы выраженной усталостью. Эти дети могут быть отнесены к т.н. группе риска.
|