Аутизм Print
Monday, 25 March 2019 14:12
Автор: А. Соловьева, врач-психиатр детской поликлиники

Согласно резолюции Генассамблеи ООН 2 апреля объявлен Всемирным днем распространения информации о проблеме аутизма. 

Аутизм- это постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни. В раннем возрасте симптомы аутизма трудны для обнаружения. Некоторые симптомы, особенно стереотипные формы поведения, в первые годы жизни встречаются и в норме. Многие симптомы аутизма встречаются и при других нарушениях развития.

На частоту диагноза не влияют национальный, географический, расовый, социальный факторы, а также очередность появления ребенка в семье. Влияет возраст отца- чем старше, тем выше вероятность рождения ребенка с аутизмом. Возможно, влияет возраст матери. Риск рождения второго ребенка с аутизмом-4-10%. Если двое первых с аутизмом, то у третьего- риск до 50%. Распространенность аутизма- 6 на 10000. В Речицкой детской поликлинике наблюдается 13 детей с расстройствами аутистического спектра.

В происхождении аутизма играют роль наследственные факторы, их вклад-20-65%, и внешние факторы,на долю которых приходится 25-80%.

Основные концепции происхождения аутизма:

  • психогенная, нарушение эмоционального контакта с матерью,
  • кумулятивный риск, накапливание генетических мутаций,
  • информационный шок, нарастание потока информации и уход от реальности
  • биологическая, неврологическое расстройство сказывается на работе мозга.

Основными проявлениями аутизма являются нарушение навыков общения, ограниченность интересов и стереотипное поведение , необычные стереотипные движения, нарушение эмоционального контакта, недостаточное использование зрительного контакта, затруднение в распознавании эмоций окружающих и выражении собственного эмоционального состояния, нарушение умственного развития у 70% детей.; речь может не развиться вообще у 50%.

Прогноз зависит от тяжести аутистических проявлений, наличия органических поражений, темпа развития интеллекта и речи, времени начала коррекции.

При неблагоприятном течении исходом является инвалидность, при более благополучном- дети созревают, учатся понимать людей, адаптируются в профессиональном плане. Но в межличностных отношениях они остаются трудными, некоторые живут обособленными одиночками и овладевают второстепенными профессиями, часто меняют род занятий.

В лечении хорошо зарекомендовала себя поведенческая терапия, обучение с помощью азбуки и компьютера, нейросенсорная стимуляция с применением музыки и голоса. Медикаментозное лечение не воздействует на причину, не лечит аутистический синдром. Медикаменты назначают в соответствии с целевыми симптомами- страх, депрессия , агрессивное поведение, самоповреждения. Существуют центры, в которых проводится комплексная реабилитация детей с расстройствами аутистического спектра- Республиканский центр мед. реабилитации, Гомельская областная детская клиническая больница мед. реабилитации, РНПЦ психического здоровья.

Родители часто воспринимают диагноз “аутизм” как приговор, и это нередко вытесняет реальные проблемы ребенка, толкает взрослых на поиск недостижимого” полного излечения”. Между тем, в основе реабилитации- право аутиста быть самим собой, непохожим на других.