Детский аутизм Print
Tuesday, 05 April 2016 16:14

Автор: А.Соловьева, врач психиатр-нарколог детской поликлиники

Согласно Резолюции Генассамблеи ООН 2 апреля объявлен Всемирным днем распространения информации о проблеме аутизма.

Впервые аутизм был описан почти одновременно детским психиатром Лео Каннером в 1943 году и педиатром Гансом Аспергером в 1944 году. Проявления аутизма встречаются у 2-5 детей из 10000. В Речицком районе на учете у психиатра состоят 6 детей с детским аутизмом. Степень выраженности проявлений может быть разной. 2 из 10000 детей имеют ядерную симптоматику раннего аутизма. У мальчиков заболевание встречается в 4 раза чаще.

Аутизм - это диагноз длиною в жизнь, это постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни. Причиной является неврологическое расстройство, которое сказывается на работе мозга, но средовые воздействия также имеют значение для его динамики. Причины аутизма тесно связаны с генами, влияющими на созревание синаптических связей в головном мозге.

Основными проявлениями аутизма являются: недостаточное взаимодействие с окружающими, недостаточное использование речи, недостаточный эмоциональный резонанс, ограничение интересов, стереотипное поведение, страхи, нарушение сна, агрессия.

Аутизм - явление загадочное, до конца не изученное медициной. Некоторые исследователи даже утверждают, что это вовсе не болезнь, а обозначение особого подвида Ноmo sapiens. Разнообразие проявлений этой болезни безгранично, двух аутистов с полностью идентичной симптоматикой не существует. Согласно приблизительным оценкам, только один из десяти детей-аутистов наделен какими-либо талантами: существуют аутисты, способные сказать, на какой день недели приходится определенная дата во временном промежутке несколько сотен лет; другие обладают энциклопедическими знаниями в какой-либо узкой сфере, типа расписания автобусов или телефонных номеров. Некоторые могут складывать в уме большие числа или точно помнят, какая погода была в каждый день их жизни, или способны с точностью до секунды определить время, не глядя на часы. Есть аутисты, способности которых сенсационны: так, не умея самостоятельно одеться и страдая тяжелой умственной отсталостью, аутист может хранить в памяти содержание 20000 книг; не учась и не упражняясь, блестяще сыграть 1-й фортепианный концерт Чайковского, лишь раз услышав его по телевизору; бегло вглядываясь на большой архитектурный комплекс, способен начертить его в мельчайших деталях. На 6 аутистов с феноменальными способностями приходится 1 девочка.

Прогноз зависит от тяжести аутистических проявлений, времени начала коррекции. Интеллект у аутичных детей чаще всего нарушен. 60% из них имеют выраженные формы умственной отсталости, 20% -легкие формы, примерно у 17%-пограничная интеллектуальная недостаточность и около 3% имеют показатели средние или выше среднего.

Лечение аутизма комплексное. 50% детей не нуждаются в помощи психиатра, с детьми работают дефектологи, психологи, они наблюдаются педиатрами. Большое значение имеет психологическая поддержка семьи. В лечении хорошо зарекомендовали себя специальные тренинги, поведенческая терапия, обучение с помощью азбуки и компьютера. В нашей стране появляется все больше специальной литературы по проблемам аутизма, готовятся специалисты (дефектологи, психотерапевты, музыкотерапевты), разрабатываются государственные и региональные программы охраны психического здоровья детей, чтобы обеспечить вопросам охраны психического здоровья детей такое же внимание, как и вопросам физического здоровья.